5 декабря 1957 года был спущен на воду первый в мире ледокол «Ленин»

lenin

Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок.

В проектировании ледокола принимали участие десятки научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских организаций. В его основу был положен проект разработанного ранее паротурбинного ледокола. Почётная и ответственная задача постройки первого в мире атомного ледокола была возложена на коллектив судостроительного завода имени Андри Марти, который в 1957 году переименован в Адмиралтейский судостроительный завод. 24 августа 1956 года ледокол был заложен. Ровно через год и четыре месяца ледокол был спущен на воду. Длина его – 134, ширина 27,67 метра. Четыре непрерывные палубы. Две продольные и одиннадцать поперечных водонепроницаемых переборок гарантировали непотопляемость и живучесть. Ледовый пояс его наружной обшивки толщиной до 52 миллиметров опирается на прочный внутренний набор и способен противостоять любому сжатию. Главная машинная установка ледокола состоит из четырех турбогенераторов, которые питают током три гребных электродвигателя, вращающих гребные винты из особо прочной стали. Средний электродвигатель вдвое мощнее каждого из бортовых.

Пар для турбины вырабатывала атомная установка. Она состоит из трёх реакторов водоводяного типа и шести парогенераторов с обслуживающими их механизмами и системами. Горячим служило спечённое в виде керамики соединение урана с кислородом, так называемая двуокись урана. Ледокол мог работать без замены топлива от трёх до пяти лет, так как расход урана очень мал.

Атомная установка атомохода «Ленин» проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Атомная энергетическая установка ледокола в то время не имела себе равных по мощности в этом классе судов — 44 тысячи лошадиных сил. Небывалый источник энергии обеспечивал атомоходу практически неограниченный район плавания. Ледокол был способен передвигаться со скоростью до 36,3 километра в час по чистой воде и 3,7 километра в час — разламывая лед толщиной около двух метров.

Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.

5 декабря 1957 года атомный ледокол сошёл со стапеля. При спуске «Ленина» была нарушена морская традиция крещения, когда разбивается бутылка о борт новостроя. На «Ленине» бутылку не разбивали, так как посчитали это кощунством по отношению к имени вождя мирового пролетариата. Испытания ледокола проходили в Финском заливе Балтийского моря. 3 декабря 1959 года был подписан акт о приёмке ледокола моряками. Первым капитаном ледокола «Ленин» стал Павел Акимович Пономарёв. Ранее Пономарёв П. А. был капитаном ледокола «Ермак» — первого в мире ледокола арктического класса.

Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.

Закончив ледовые испытания 18 августа 1960 года, ледокол «Ленин» начал свою трудовую жизнь по проводке транспортных судов через самый северный пролив трассы Северного морского пути – пролив Вилькицкого. В первую же арктическую навигацию 1960 года атомоход совместно с ледоколами «Москва», «Красин», «Ермак», «Белоусов» провёл 38 речных судов через пролив Вилькицкого в устью реки Лены. Трудился атомоход в Карском море, в море Лаптевых. Он помогал судам доставлять в отдалённые северные районы продовольствие и снаряжение. Портом приписки атомного ледокола «Ленин» стал город Мурманск.

В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.

4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году. В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив, расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.

После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея. В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.

Использваны следующие источники:

1.Баранова, С. С. К полюсу!: научно-популярная литература / С. С. Баранова; ред.: А. Б. Тимофеев. — Мурманск: Кн. изд-во, 1978. — 104 с.

2. Встречи в океане: рассказы моряков о море, о судах, о странах, о людях / К. C. Бадигин [и др.] ; сост. : А. Л. Будкевич ; худ.: Н. Гришин. — Москва: Молодая гвардия, 1966. — 160 с.

3.Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. — Тверь: Триада, 2017. — 384 с.

4. Сила «Ленина». 10 фактов из истории первого атомного ледокола мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aif.ru/dontknows/about/sila_lenina_10_faktov_iz_istorii_pervogo_atomnogo_ledokola_mira

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *