Лик их светел
Иконы, вырезанные из цельного дерева, словно излучают тепло, свет и Божью благодать. Лики Владимирской Божьей матери, Иверской, Скоропослушницы мудры и смиренны. Великолепна техника исполнения. Иконы рельефны, невелики по размеру, но сделаны настолько искусно, что захватывает дух. Всматриваешься в мельчайшие детали: мизинец младенца прозрачен, в виноградных листьях оклада иконы видны прожилки. Береза, из которой вырезано большинство этих шедевров, словно дышит и открывает взору свою внутреннюю, невидимую красоту.
Автор работ – мончегорский мастер резьбы по дереву Валерий Осинников. Это вторая его выставка. Двадцать две иконы могут увидеть и оценить в эти дни мурманчане и гости города в Центре ремесел, что на улице Софьи Перовской, 3. А мончегорцы открыли для себя этого удивительного творца три года назад. В городском музее цветного камня имени В. Н. Дава были выставлены всего четыре работы Валерия, остальные демонстрировались в фотокопиях. Но уже тогда было ясно: иконы сотворены не просто руками умельца, а руками Мастера, которому, кажется, покровительствует сам Всевышний.
— Раньше я дарил их, не задумываясь, — скажет художник при встрече. — И только сейчас могу оценить то, что сделал. На вторую выставку пришлось собирать раздаренное. Часть от сестры из Москвы привез, часть друзья вернули.
Валерию 43 года, родился и вырос в Мончегорске, здесь закончил школу, учился в «художке» у Владимира Иосифовича Воробья, ныне покойного, затем в ПУ №1 на плотника. Здесь же после возвращения из ссылки училась его мама, а недавно сын закончил это же училище. После армии Валерий работал на стройке, на комбинате «Североникель». Пока здоровье было, жил, как и все. Резьбой начал заниматься еще в 80-е годы. Первое, что вырезал – распятого Иисуса Христа. Из самого твердого материала — березы. Потом было много всего: резные полочки для цветов, телефона, книг, кухонные доски. Но душа подсказала – иконы. До недавнего времени он их просто дарил.
Попытки продавать сделанное не увенчались успехом… Лет 10 назад делал на заказ трехъярусную резную, деревянную полочку. Буханка хлеба тогда стоила 6000 рублей. Он попросил за работу 50 000. От заказа отказались: дорого. А там одни только доски больше 50 000 стоили! Так и висит у Валерия это резное чудо в прихожей, а над ним более поздняя работа – трельяж, «одетый» в деревянное кружево.
— Вдохновение, терпение, время. Море времени, — так определил Валерий то, что необходимо резчику. — И хороший инструмент.
Я добавила:
— Талант, любовь к дереву и золотые руки!
Он не согласился. Главное для Мастера – орудия труда. Лет 15 назад в наследство от совершенно незнакомого московского родственника ему достался хороший инструмент. И дело пошло. Он не любит работать с липой (мягкая, как пластилин). Предпочитает сосну, березу. Говорит с усмешкой:
— Почему документы называют «липовыми»? Внешне вроде дерево — но ведь «липа» же? Она, в основном, на безделушки идет.
Мама Валерия, Валентина Васильевна, постоянно помогает служителям Свято-Вознесенского кафедрального Собора. Не упускают они с сыном случая посетить святые места матушки России, соборы и церкви Москвы. Впечатления и репродукции икон и являются исходным моментом в творчестве Валерия. Чтобы только расчертить доску, у него уходит 15-16 часов. А на резьбу одной иконы – от трех до девяти месяцев кропотливого, осторожного (не дай Бог скол, тогда все пойдет насмарку!) труда.
Мончегорску далеко до славы Суздаля, да, наверное, и не в этом его предназначение, но пока есть на северной земле люди, творящие красоту и несущие радость другим, надо поддерживать их. Надо знакомить с их творчеством земляков, чтобы раскрылись навстречу добру и красоте стосковавшиеся души, надо приобщать к прекрасному детей, чтобы Мастер мог повториться в своих учениках. Надо думать, как сохранить для города не только уникальные произведения искусства, но и здоровье его зодчих.
…Три ангела словно парят над облаком, неся живительный огонь людям. Мастер берет фигурки и показывает, как они расположатся, и где будет проходить электрический провод. Светильник достоин того, чтобы угодить самым изысканным вкусам. А мне не хочется выпускать из руки маленькую, словно невесомую, иконку Божьей матери, лик которой еще только нарисован. Она несет свет и радость, и, словно струящееся из хорошо просушенного дерева тепло наполняет ладонь…