Матский Александр Сергеевич
Увы, память о тех, кто спас нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков, слабеет из года в год. А ведь на Кольской земле многие годы трудились десятки и сотни фронтовиков, о которых на фронте ходили легенды. Да и в мирном труде они показывали пример.
18.05.1920 – 01.01.1980 гг.
Матский Александр Сергеевич на север приехал в 1935 году. До войны и после неё работал шофером на комбинате «Североникель».
Был одним из лучших работников автобазы.
Принимал участие Финской войне, а затем стал участником Великой Отечественной войны. Воевать мончегорцу пришлось вначале на Кольской земле, в составе 205 -й стрелковой дивизии.
В чехословацкую бригаду его направили, когда дивизия прочно закрепилась на рубеже обороны под Лоухами.
«Поначалу непривычно было. Ведь всюду чужие люди, чужая речь. Потом познакомился с новыми однополчанами. Очень простые, оказывается, люди. И разговор понятен, если прислушаться».
Матский Александр Сергеевич в годы войны был личным шофером генерала Людвига Свободы, ставшего потом президентом Чехословацкой республики.
В один из дней (а было это на Украине) чехословацкий отряд во главе с Людвигом Свободой напоролся на засаду гитлеровцев. И быть бы беде, растеряйся водитель головной машины. Матский сумел развернуться и вывести из-под огня машину с командиром. Другие машины последовали его примеру.
За этот подвиг Александр Сергеевич был удостоен ордена «Чехословацкий военный крест 1939 года», а позднее к этой награде добавилась еще одна – медаль «За храбрость». Вручил их нашему земляку лично генерал Свобода. Правда, уже после войны.
Любовь Александровна Быстрова, 2015 год